четверг, 31 января 2019 г.

«Местные жители нас проклинали». Студентка рассказывает, как ее обманом привезли на встречу в поддержку полигона для мусора из Москвы

31.01.2019

В поселке Урдома Архангельской области 29 января прошла встреча с населением, на которой обсуждали строительство экотехнопарка «Шиес» на границе с Республикой Коми. Все должно было выглядеть как очередная презентация местным жителям экологически безопасного объекта для хранения московского мусора. Телеканал «Вести Поморья» вечером того же дня показал сюжет, в котором жители интересовались новыми рабочими местами, а чиновники и представители застройщика рассказывали, сколько новых больниц, дорог и мостов построят в Ленском районе. 
Проект представляли чиновник, застройщик и инвестор: министр природных ресурсов Архангельской области Александр Ерулик, заместитель генерального директора ООО «Технопарк» Денис Синельников и замгендиректора АО «Мосводоканал НИИпроект» Георгий Перельштейн.

Когда встреча только началась, местный житель Николай Викторов написал в группе «Урдома онлайн» в социальной сети «ВКонтакте», что в доме культуры проводят собрание, которое хотят оформить как общественные слушания. 



К зданию тут же подтянулись люди, но их не впустила полиция и люди в штатском. Викторову удалось проникнуть в дом культуры через черный ход — забравшись в кинобудку, он начать снимать происходящее. Снаружи протестовали и пытались прорваться на заседание местные жители. Примерно через час после начала в зале отключилась электроэнергия. Встречу быстро свернули.

Жители Урдомы с начала августа протестуют против строительства полигона, куда должны привезти миллионы тонн мусора из Москвы. Поэтому для презентации в поселок специально привезли 200 человек, которые должны были продемонстрировать лояльность. Четверть из них приехала на автобусах из Сыктывкара. 

Студентка Ирина Кравченко рассказала «МБХ Медиа», как и почему она приехала на встречу в Урдоме. После заседания она опубликовала в социальной сети «ВКонтакте» пост, где рассказала, что ее и часть других участников встречи просто обманули. Девушка извинилась перед жителями Урдомы и попросила читателей быть бдительнее, чтобы не попадать в подобные ситуации. В ответ девушка получила и благодарности, и оскорбления.

Ирина Кравченко собиралась поехать на митинг против мусорного полигона. Фото: Виктор Кокарев
«Я всегда была за природу, зачем жить на помойке?»

 — Меня позвала подруга, а ее позвал одногруппник. От него мы узнали, что к нам, в Республику Коми, из Архангельской области собираются завозить мусор, будет митинг, и мы сможем выступить против этого. У меня был свободный день, и я согласилась. Тем более, я всегда была за природу, за свою республику, зачем жить на помойке? Про то, что на Шиесе строится полигон, я даже не слышала. Нам не сказали, что мы едем в Урдому, сказали только, что в Архангельскую область. Накануне я уточнила у подруги, едем или нет, надо ли денег на дорогу. Она сказала, что все совершенно бесплатно, и что захватит чай в термосе и бутерброды. 29 января, в пять часов утра мы пришли на железнодорожный вокзал Сыктывкара и зашли в здание. Там уже стояли какие-то мужчины. Потом один из них, который всем руководил, показал микроавтобусы, которые нас ожидали, их было три — два белых и один синий. Возле них стояла женщина, которая отмечала нас, надо было назвать имя, фамилию и год рождения. Еще у нас были с собой паспорта, нас предупредили, что они могут понадобиться. В каждом автобусе было человек 20, всего нас ехало 50−60 человек.

Мы выехали в шесть. Мужчина, который руководил поездкой, предупредил, что если на постах ДПС нас будут спрашивать, куда мы едем, надо отвечать, что на вахту, работать. Я подумала, что просто митинги запрещены, и главное — доехать и высказать свою точку зрения. Почти всю дорогу я спала. Когда добрались до переправы через Вычегду, уже перед Урдомой, достала телефон. Солнце недавно встало, было очень красиво, и я начала снимать. Я веду свой инстаграм и люблю красивые пейзажи, постоянно фоткаю природу, людей.

«Не заходите туда, вас хотят подставить!»

 — Когда мы приехали в Урдому и возле дома культуры начали выходить из автобуса, я задала водителю вопрос, идет ли он митинговать за Республику Коми. А он показал на полицейских и сказал, что нас сейчас могут обратно в автобус загрузить. Тогда мне в первый раз показалось, что что-то не так. Я взяла камеру и начала снимать. Кроме наших трех автобусов начали подъезжать легковушки, очень много. 

Фото Натальи Просвириной из ВК
Фото Натальи Просвириной из ВК

Фото Натальи Просвириной из ВК

Фото Натальи Просвириной из ВК с комментарием : "это "уродомчане", которые присутствовали на собрании."

На улице я сначала выключила камеру, но, заметив, что нас снимают, включила обратно — мало ли что, вдруг нас бить начнут, и надо все снимать, чтобы себя защитить. Местная жительница, которая стояла у входа в дом культуры, кричала нам: «Не заходите туда, вы мирные жители, вас хотят подставить!». Я подумала, что провокации устраивают из-за того, что они нам в Коми свой мусор хотят отправить. Я считала, что мы приехали отстаивать свои права и права Республики Коми. В доме культуры у входа в зал стоял человек с пачкой плакатов, который всем их раздавал. Я увидела надписи «Шиес» и даже не поняла, что это такое. Поэтому отказалась от плакатов, хотя мне пытались их втюхать. «Что, — думаю, — за бред, там ничего не относится к нашей республике». Зал был заполнен в основном мужчинами, из женщин были только мы с подругой, да еще пять женщин в возрасте уже.

«Скоро я поняла, что они просто хотят строить что-то для утилизации отходов»

 — Через несколько минут после того, как все расселись, на сцену поднялись трое мужчин в серых пиджаках. Они начали презентацию показывать, что-то долго говорили о реке Вычегда. Потом нас начали освещать и снимать на камеры. Некоторые люди в зале стали прятаться за плакатами. Но я подумала, что мы тут ничего не поджигаем, никого не убиваем и ничего противозаконного не делаем, поэтому пусть снимают. Периодически я видела, как мужчина на сцене, который сидел в середине, жутко нервничал: он постоянно краснел, чесал нос, опускал голову. Еще время от времени, он предлагал всем похлопать. Но я его не поддерживала, все ждала момента, когда заговорят о мусоре, который хотят вывозить в Коми.

Фото Николая Викторова с заседания. Слева направо: Александр Ерулик, Денис Синельников, Георгий Перельштейн
Скоро я поняла, что они просто хотят строить что-то для утилизации отходов, про какие-то мешки, которые они там будут хранить. Потом речь зашла о шести миллиардах, которые им передадут, о дорогах, мостах, которые на эти деньги построят (12 декабря 2018 года губернатор Архангельской области Игорь Орлов и мэр Москвы Сергей Собянин подписали соглашение о трансфертах на развитие региона. — «МБХ медиа»). 

Я подумала: «Зачем нас сюда вообще собрали и закрыли, а вдруг какой-нибудь теракт?» У меня даже началась паника, но я решила не дергаться, а потом уйти как можно скорее. Но выйти я бы не смогла, потому что все двери в зал были закрыты, никого не выпускали. Возле двери, которая была в поле моего зрения, стоял мужчина с черной бородой и весь в черном. Где-то в середине заседания выключился свет. Но один из мужчин на сцене продолжил выступать. Он, видимо, очень сильно нервничал, потому что говорил в уже неработающий микрофон. Большинство людей в зале «сидело» в телефонах. Я предложила подруге выйти, но она ответила, что нас не выпустят. К этому времени я уже перестала снимать видео, просто забыла о камере. В зале было холодно, и уже очень сильно хотелось домой.

Был еще один странный момент. Одна бабушка решила задать вопрос, при этом она очень переживала и нервничала. А женщина, которая сидела рядом с ней, диктовала ей все, что нужно сказать. Бабушка говорила настолько отрывочно, что я даже не поняла, в чем вопрос. Какой-то мужчина из зала рассказал, что он с Ленского района и попросил поддержки. Еще спрашивали про то, как будет работать переправа и про новые рабочие места. Насколько я поняла, жителей Урдомы в зале не было. Перед самым концом на сцену вышел какой-то человек и начал что-то говорить на ухо тому мужчине, который выступал. Этот выступающий тут же сказал, что наше время истекло, что у них дела, поэтому им надо срочно идти.

«Нам говорили, что мы продажные»

 — Нас впускали через одну дверь, а выпускали через две другие. В этот момент ворвались местные жители. Они кричали на нас, говорили, что мы продажные. Остановили мужчину, который руководил нашей поездкой, сильно прессовали, говорили: «Ты кто? Покажи паспорт!» Я пыталась вырваться. Была большая агрессия, когда мы выходили, нас проклинали. На улице местные кричали нам с подругой: «Эх вы, молодые девчонки! За сколько вас купили, за 500 рублей?» 



Я хотела как-то высказаться, но поняла, что мы не правы. Местным жителям очень тяжело, и я ни слова не сказала. 
Мы не могли найти наш автобус, там были автобусы только из 29-го региона, это Архангельская область. Пока мы ждали и курили, ко мне подошла какая-то женщина и сказала: «У тебя детей не будет!» Наконец, появился одногруппник моей подруги и вызвал наш автобус по телефону. Я очень боялась, забралась в салон, закрыла окно и думала: скорее бы уже поехать.

Ирина Кравченко. Фото: Виктор Кокарев
На обратном пути я писала заметку и чувствовала себя очень виноватой, осадок был плохой. Один из мужчин сзади меня высказывался нецензурно. Если без мата, то он говорил: «Как нас обманули! Просто использовали». Другой мужчина отвечал ему: «Если каждый начнет свою точку зрения высказывать, то что тут будет, оставь свое мнение при себе». Парень, который нас позвал с подругой, на обратном пути достал из кошелька две тысячи рублей, сказал, это нам с подругой за то, что мы поехали. Я не знаю, сказали ему заплатить или это он по своей воле, потому что видел, как мы переживаем. Мы с подругой спросили его, зачем деньги? А он держит их и не убирает. Я его попросила: «Убери, пожалуйста». Мы сказали: «Нет» — и все! Он забрал деньги обратно. Я всю дорогу молчала, смотрела в окно и писала пост.
«Стыдно за то, что я не разобралась в ситуации и поехала»

 — После публикации поста мне писали и благодарности, и гадости, угроз пока не было, но я очень боюсь. Меня обвиняли в том, что я фейк, потому что я в соцсети «Вконтакте» дала ссылку на свой Инстаграм, где у меня другое имя. Я завела себе еще одну страничку во «ВКонтакте», потому что на моей страничке, которая с 2012 года, много людей, детей из лагеря (я работаю летом вожатой в студотрядах), там не все выложишь, что хочется. После обвинений я захотела сменить там имя на свое реальное, но мне написали из техподдержки, что это можно сделать только в конце февраля. Подруга меня полностью поддерживает, говорит, что следит за всеми комментариями к моим последним постам, но сама бы не отважилась такое публиковать — слишком много негатива.

Мне стыдно за то, что я не разобралась в ситуации и поехала. Я не залезла ни в какой источник. Для нас, для молодежи, это такой движ — мы на митинг едем. Я не поинтересовалась, есть ли вообще такая ситуация, что мусор собираются вывозить в Коми, просто поверила подруге, а она поверила другим людям.

Статья дополнена фото и материалами из группы ВК УРДОМА Online

Комментариев нет:

Отправить комментарий